На кладбище много памятников, надгробных плит, на которых сверху выбиты названия  самолетов - Ту-104, Ту-114 и так далее, а ниже  по фамильно перечисляются почившие здесь вечным сном члены экипажа.  Целый город погибших воздушных асов, город славы. В этих надгробных плитах заложен  патриотизм и народное  почитание, который безуспешно ищет сейчас наш президент, вся история нашей страны, которая выиграла страшную войну, построила мощную промышленность. Впереди шла авиация, советский народ гордился  нашими самолетами и летчиками, которые осваивали эту технику, восхищались их рекордами. Был беспосадочный полет Чкалова в Америку, полеты в Арктику, но основное, чего часто не замечали, принимали, как само собой разумеющее, каждое удаленное поселение наши самолетики, в народе  любовно называемые  «Аннушками», связывали живой нитью с районными, областными центрами, одним словом, с Большой землей. И билет был  немного дороже, чем на автобусе. Люди не чувствовали себя забытыми, потерянными.

 

В большой стране,  даже без интернета, все было в зоне доступности. Сейчас не только отдельные поселки, целые регионы оторваны от общей жизни страны. Разбросанные по всей стране родственники, которые раньше часто общались, теперь потеряли  уверенность, что при такой баснословной стоимости авиационных билетов,  им удастся  увидеться при  жизни с  кровными братьями, сестрами, дядьками, тетками.

 

Мечтой  для подрастающего поколения в прошлой стране было покорение  неба. Что таиться, я тоже пытался  прорваться ввысь, занимался в аэроклубе, готовился для поступления в летное училище, отрабатывал с помощью инструктора на учебном самолете взлет, посадку. К сожалению, не повезло, на очередной медкомиссии у меня обнаружили шумы в сердце. Списали. До сих пор я питаю чувство восторга перед людьми, покоривших небо, да и не только во мне укоренилось такой чувство.

 

Сейчас звездами у нас именуют безголосых певцов, которые  раскрывают рот под фонограмму. Много выделяют места  на страницах газет, отдают время на экране телевизора для описания их беспорядочной жизни, различным семейным драмам. Можно подумать, что это и есть наша национальная идея. Главным же людям, летчикам, носителям в своих судьбах славу   страны, места в газетах не отведено.

 

Ветераны этой гвардии   уже двадцать с лишним лет в последнюю субботу сентября встречаются на площади перед Донским кладбищем. Обнимаются, переходят от одной группы к другой, многие просят слова, и с горечью, на конкретных фактах, рассказывают, как нынешние реформаторы угробили авиационную промышленность, всю отечественную гражданскую авиацию.

 

Не удивительно, что наши управленцы  забыли не только о летчиках - ветеранах, но вычеркнули из списка знаковых фигур и  действующих пилотов. На последней скорбной встрече раздавали многотиражку основной нашей авиакомпании «Аэрофлот». Сентябрьский номер этой газеты начинается с приказа Министерства транспорта Российской Федерации. В этом приказе перечисляют тех,  кого из работников «Аэрофлота» министерство поощрило. В списке начальник лаборатории, инженер, начальника отдела, водитель, директор департамента, заведующий хозяйством и так далее. Из 18 фамилий  всего одна имеет приставку – пилот. Да и то кабинетного значения, пилот-инструктор. Тех, кто в регулярных  полетах, дальнобойщиков,  среди поощренных  не оказались.

 

Опустили общественную роль этой звучной профессии, как нынче говорят, ниже плинтуса. Ветеранов авиации, которые уже ушли на пенсию, выгоняют сейчас из центральной больницы авиации, перестали обслуживать. Они отдали свое здоровье общему делу, профессии, а сейчас эти люди оказались  чужими, их выкинули на улицу. В этот день скорбный день летчики-ветераны собирали подписи протеста против лишения их прав на медицинское обслуживание. Наверное, отправят это письмо с подписями, опять же Путину, выручай, отец родной.

 

  Сами ветераны с помощью «Ассоциации летного состава» стараются поддерживать  память о друзьях, коллегах. Мы в дружеских отношениях с  главным организатором этого мероприятия, бывшим пилотом, Валерием Щеголевым, нас сблизила профсоюзная работа. Он всегда приглашает меня на эту встречу. Мне удается познакомиться здесь со многими интересными людьми. В этот дождливый день мы оказались рядом с бывшим пилотом Леонидом Васильевичем Белослудцевым. У него летный стаж 35 лет, последние 15  он был командиром ИЛ-86. Его семья тоже, как отдельный летный отряд. Здесь тоже отмечена  своя трагедия,  сын Леонида, был вторым пилотом, погиб в Конго при взрыве самолета.  Второй, сейчас летает командиром на Суперджете.

 

Вот такие люди собираются здесь,  власть от них отгородилась, отошла на километры  от этой святой памяти, никого из начальствующего состава на этих встречах  замечено не было, о какой-нибудь  помощи  в организации и говорить не стоит. Да и большинство этих чинов прибились к этой работе из более приземленных профессий, к небу не имеют никакого отношения. Вот, например, руководитель «Аэрофлота» господин Савельев пришел из банковского бизнеса, летной романтики его душе бог не подарил. В сфере, из которой он возник, самой большой высотой, взлетом  считается, когда удается облапошить клиента, партнера, работника, подчиненного.

 

Очень просто разрушить то, что создавалось годами в стране, для этого нужно просто отдать дело в руки таким людям. Вот сейчас  хотят сделать  опекунами  нашей науки,  людей, без профессиональных корней в душе,   всеядных чиновников. Что из этого получится, даже гадать  не стоит, стоит только пересчитать уничтоженные  за эти годы заводы и фабрики.

 

С помощью таких горе реформаторов  и была  разрушена наша авиационная промышленность. Посчитали, что не нужно  тратить средства на новые разработки, легче закупить самолеты на Западе. Закупили, но для этой техники оказалось  нужна ещё малость,  летчики, освоившие  заграничную технику, а наши летные училища продолжали готовить пилотов для отечественных самолетов, которые перестали уже выпускать. Выпускникам  училищ нужно было переучиваться, никто не брался за это дело.

 

Вот и пришел наш главный «авиатор» Савельев к Путину с предложением, давайте, мол,  изменим  Воздушный кодекс, который запрещает быть иностранцу командиром нашего воздушного судна. Наберем  в авиакомпании воздушных гастарбайтеров и поднимемся к новым высотам.

 

При таком подходе, гораздо мудрее было бы пригласить знающего гастарбайтера на место самого Савельева. Многие из командиров нашей экономики живут одним днем, не могут планировать, не делают ничего для завтрашнего дня. Готовы за грош продать интересы страны, народа, загнали в тупик почти все жизненные отрасли,  в том числе и нашу гражданскую авиацию.

 

Путин ответил на просьбу Савельева  уклончиво: «Есть некоторые вещи действительно чувствительные, прежде всего касающегося рынка труда.  К этому нужно подойти особенно внимательно, с профсоюзом нужно вопрос обсуждать».

 

Профсоюзы оказались против, но ни это, ни слова Путина, не остановили руководителей авиакомпаний, особенно «Аэрофлота», они  продолжали нажимать на Министерство транспорта, на Росавиацию, пытаясь взять свое.

 

В результате  Министерство экономического развития опубликовало проект Постановления Правительства  о порядке допуска иностранцев к выполнению функций командиров воздушных судов (КВС). Этот проект предусматривает возможность российских авиакомпаний привлечь по 200 КВС в год, в течение пяти лет - всего тысячу пилотов.

 

Профсоюзам остается  только протестовать в письменном виде. Вот отрывки из письма Путину  Президента Конфедерации труда России Бориса Кравченко.

 

- Специализированные  авиационные интернет – ресурсы переполнены объявлениями гражданских пилотов о поиске работы в авиакомпаниях. К сожалению, авиакомпании не заинтересованы в наборе специалистов, которых нужно направлять на дополнительное обучение и повышение квалификации… Авиакомпании хотят получить все, и желательно бесплатно, т.е. без вложения в обучение и дополнительную подготовку персонала…

 

Вопрос об иностранных пилотах  неоднократно рассматривался на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 

 Вот отрывок из письма Медведеву от председателя ФНПР Шмакова: «Как следует из письма заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 7 июня 2013 года… на имя Президента Российской Федерации В.В. Путина, по результатам обсуждения, признано возможным привлекать иностранных граждан в качестве командиров воздушных судов в пределах определенных квот. Однако это не соответствует позиции стороны, представляющей общероссийское объединение профсоюзов».

 

Оказывается, чиновникам не трудно обмануть и самого президента! Профсоюзы наотрез отказываются, а ему говорят, что с ними договорились. Как только появился проект закона о допуске иностранных пилотов на российские воздушные суда, авиакомпании отказались от трудоустройства выпускников летных училищ. Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) сделал запрос, сколько  выпускников летных училищ 2012 года трудоустроены, оказалось всего 236 человек из 558.

 

Это большая трагедия, как быть этим молодым людям, которые потратили пять лет на учебу,  где им найти работу? С последней надеждой к Путину обратилась  жена  выпускника Сасовского летного училища Сергея  Халезова. Он после училища  пытался получить дополнительную подготовку в «Аэрофлоте». Прошел все необходимые тесты, но приглашения так и не дождался. Поступил на платные курсы, чтобы получить сертификат.  Этот документ тоже не произвел в авиакомпании впечатление. Сейчас молодая семья с годовалым ребенком выживает только благодаря помощи родителей.

 

На письмо Ольги Халезовой, адресованное  Путину, ответил совсем другой человек, заместитель Росавиации О. Сторчевский: «Росавиация не устраивает выпускников летных училищ, этим занимаются авиакомпании».

 

Благодаря нашим горе стратегам  положение с кадрами в гражданской авиации, действительно, незавидное. Средний возраст  наших пилотов где-то около пятидесяти лет. Даже если дадут добро на прием пилотов иностранцев, вряд ли к нам потянуться европейцы, может только те, кто имеет проблемы с криминалом, трудовой дисциплиной, да ещё неудачники, подготовка же  летчиков в странах СНГ оставляет желать лучшего. Поэтому из идеи с иностранцами не стоит строить радостную перспективу. Тут бы мобилизоваться,  доучить, переучить накопившийся резерв из выпускников наших летных училищ.

 

На дне поминовения я спросил стоявшего рядом летчика- ветерана Леонида Белослудцева, как нам выйти из этого тупика? Он ответил, что нужно перестроить, прежде всего, учебный процесс, потратиться на новое оборудование в училищах. До сих пор у нас говорят о штурвале, а на западных самолетах вместо него действует джойстик, небольшая электронная ручка перед пилотом, она связана с компьютерным сердцем самолета и  управляет самолетом. Но это в перспективе, а сейчас, главное мобилизоваться, говорит Леонид Васильевич, ускорить  дозревание выпускников летных училищ. Ветеран рассказал о судьбе сына друзей. Тот на отлично окончил летное училище, второй год его маринуют  в  школе  «Аэрофлота». Пробился на тренажер, теперь долго будет ждать своей очереди, чтобы стать стажером.

 

Недавно президент Путин заявил: «Если мы утратим суверенитет, мы потеряем страну».

 

Насчет суверенитета наши пилоты  иронизируют по - своему. У нас не остается  ничего своего, 80 процентов авиапарка иномарки. Ни летчиков, ни самолетов. Только одни лозунги – «Вперед Россия».

 

Альберт Сперанский, председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы»