Аэрофлот «залетел»? (о конфликте ШПЛС - руководство Аэрофлота)
ТОП.РФ: 20 февраль 2012 г., 13:22 _ http://top.oprf.ru/main/6713.html
«Трибуна Общественной Палаты» продолжает освещение конфликта, развернувшегося между руководством авиакомпании «Аэрофлот» и Шереметьевским профсоюзом лётного состава. Напомним, что лётчики пытаются добиться от своего начальства соблюдения норм налёта и большего внимания к вопросам безопасности полётов. В конце недели многие подумали, что стороны пришли к примирению, однако то, как обстоят дела на самом деле, говорит об обратном. Игорь Сулим продолжает следить за ходом дела.
16 февраля в газете «Московский Комсомолец» появилось интервью заместителя председателя ШПЛС Валерия Пимошенко, в котором он заявил, что в результате проверок «никаких серьёзных нарушений закона в итоге не обнаружилось, а те, что были, урегулированы в рамках переговоров». Уже на следующий день генеральный директор авиакомпании «Аэрофлот» Виталий Савельев провёл пресс-конференцию, на которой весьма оптимистично оценивал нынешнюю ситуацию в компании. Конфликт с ШПЛС, правда, им затронут не был.
Связаться с Валерием Пимошенко я не смог, поэтому попробовал узнать то, как развивается ситуация у Игоря Ободкова, представителя Шереметьевского профсоюза лётного состава:
— Игорь, на самом ли деле конфликт разрешён? Как вы можете прокомментировать заявление Валерия?
— Шереметьевский профсоюз лётного состава пока не может прокомментировать публикацию в «Московском Комсомольце». Факт начала переговоров с руководством авиакомпании на самом деле есть, но то, что было опубликовано в «МК» — не соответствует действительности. Хоть Валерий Пимошенко и является заместителем председателя ШПЛС, его позиция не является официальной позицией профсоюза.
— То есть конфликт всё же не исчерпан?
— Нет. На форуме профсоюза появилась информация о том, что Валерий Пимошенко не согласен с материалом, опубликованным в Московском Комсомольце.
— Но ведь если это так, то Валерию следует подать в суд на «МК»?
— Я думаю, да.
На мой взгляд, ситуация на самом деле странная. С одной стороны, Валерий Пимошенко выступал одним из организаторов борьбы за права лётчиков, с другой — дал интервью, которое буквально опровергает его же позицию, которую он давно отстаивал. О том, что могло способствовать столь резкому изменению настроения одного из лидеров ШПЛС, поведал Сергей Кнышов, член контрольно-ревизионной комиссии профсоюза:
— Сергей, как вы можете прокомментировать заявление Валерия Пимошенко в «МК» о том, что все проблемные вопросы решены?
— Очень печально читать такие статьи, тем более в таком издании, как «Московский Комсомолец». Тяжело понимать, что люди предают интересы коллектива.
— А что могло послужить поводом к столь резкому изменению настроений одного из главных борцов за права лётчиков?
— С одной стороны, его могли запугать, ведь у него есть семья. С другой — могли просто заплатить. Конечно, может и «МК» перефразировал его слова. Способов воздействия на лётчиков очень много, тем более руководство авиакомпании имеет почти неограниченный административный ресурс.
— Но ведь это повод к судебному разбирательству?
— Аэрофлот имеет достаточно сильное влияние. Они этого не боятся.
— То есть, по вашему мнению, проблемы, о которых мы говорили ранее, не разрешились?
— Однозначно нет. ШПЛС не заявлял об этом. Факт переговоров на самом деле есть, но с тем же самым мы сталкивались и ранее. Переговоры начинаются, стороны не приходят к компромиссу, а конфликт остается неразрешённым. Пока никаких существенных изменений в ситуации нет. Хотел бы сказать о том, что было бы намного лучше, если бы руководство авиакомпании прислушивалось к мнению пилотов, решало проблемы сообща.
Сомнение пилотов понятно. После оптимистичной пресс-конференции Виталия Савельева и интервью Валерия Пимошенко, слова первого заместителя прокурора московской межрегиональной транспортной прокуратуры Мурада Кехлерова звучат более чем убедительно с одной стороны, и более чем противоречиво — с другой: «Выявились нарушения норм рабочего времени и времени отдыха пилотов... У ряда пилотов одной из авиакомпаний имелась задолженность по отпускам». Стоит упомянуть то, что Мурат Кахлеров говорил именно об «Аэрофлоте».
Ситуация пикантна ещё и тем, что в ходе борьбы за права трудящихся профсоюз начал давать трещины. Естественно, это не сказывается благополучно на разрешении актуальных проблем. С другой стороны, генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев довольно эффективно свёл на «нет» всю критику в его адрес со стороны ШПЛС, так как после публикации в «МК» интервью Валерия Пимошенко, с уверенностью можно сказать о том, что и в самом профсоюзе не всё «гладко» с кадровой политикой. Так или иначе, по моему мнению, профсоюз значительно утерял позиции прежде всего среди лётного состава, который в недоумении от событий последних дней. Из разговоров с одним из командиров воздушных судов стало ясно, что многие пилоты после интервью Валерия Пимошенко задумались о выходе из ШПЛС.
По моему опыту борьбы с коррупцией, важно не столько общественное мнение, сколько твёрдая позиция лидеров и поддержка тех, чьи права нуждаются в защите. Тогда, когда эта система начинает давать сбой, каких-либо существенных результатов достичь становится чрезвычайно сложно. Осталось лишь ждать, какое официальное заявление поступит от руководства профсоюза, о нём мы узнаем первыми.