Правительство просят вернуть самолеты в российскую юрисдикцию
15 января 2015 _ Известия_ Светлана Субботина_ http://izvestia.ru/news/581728
Из-за регистрации воздушных судов за границей Россия только за 2 года недополучила 225 млрд рублей таможенных пошлин
Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев написал письмо председателю правительства Дмитрию Медведеву (есть в распоряжении «Известий»), в котором просит правительство принять меры по переводу работающих на российских авиалиниях воздушных судов в российскую юрисдикцию, что, по его словам, обеспечит суверенитет страны над этими активами и позволит повысить наполняемость российского бюджета на миллиарды рублей. Кроме того, он говорит о необходимости более плотного сотрудничества с американской компанией Boeing, таким образом, по его мнению, можно снизить санкционное давление извне на Россию.
Владимир Гутенев считает необходимым изменить диспропорцию ценообразования на авиационную технику. Сейчас из-за налогового дисбаланса дорогие иностранные самолеты обходятся авиакомпаниям дешевле российских.
— Невысокий спрос на «Ту» и Superjet, а в перспективе и на МС-21 формируется из-за того, что при покупке Boeing и Airbus не платятся НДС, а также текущие платежи, например налог на имущество. Вот и получается, что более дорогие западные самолеты обходятся дешевле, чем отечественная продукция, — констатирует депутат.
Автор письма отмечает, что ввозные таможенные пошлины на ряд иностранных самолетов установлены ниже уровня, предусмотренного принятыми Российской Федерацией обязательствами при вступлении в ВТО, а в некоторых случаях они обнулены. Это существенно снизило защиту отечественных авиапроизводителей и негативно сказалось на поступлении в бюджет таможенных пошлин и налогов. Согласно данным Счетной палаты РФ, только за период с 2012 года по первое полугодие 2014 года перевозчики ввезли в РФ по лизингу через офшоры 230 самолетов, что фактически уничтожило нишу, которую должен был занять Sukhoi Superjet. Подобная тенденция складывается и со среднемагистральным самолетом МС-21.
Депутат также говорит, что нахождение судов в иностранной юрисдикции приносит российскому бюджету большие потери.
«Хотел бы обратить внимание на то, что по-прежнему сохраняется практика нахождения воздушных судов в иностранной юрисдикции. Это приводит к потере федеральным бюджетом целого ряда платежей, таких как НДС с арендных (лизинговых) платежей; налог на имущество; налог на доход лизингодателя. За тот же период, с 2012 года по первое полугодие 2014 года, сумма потерянных таможенных пошлин составила 225,8 млрд рублей, тогда как сумма налогов от деятельности авиакомпаний в бюджет РФ за это время составила лишь 38,1 млрд рублей. Кроме того, зарубежная юрисдикция предполагает отсутствие национального суверенитета над этими активами... Представляется целесообразным правительству Российской Федерации принять меры по возврату воздушных судов под российскую юрисдикцию», — говорится в документе.
Владимир Гутенев пояснил, что у многих из этих самолетов юридический адрес Бермудские острова.
— Мало того что самолеты не в нашей юрисдикции (к тому же это не отечественные машины), так еще и обслуживание их, как правило, ведется за рубежом. В прошлом году Дума была вынуждена под давлением правительства принять закон, в котором была определена квота для российских компаний в 200 иностранных пилотов. Вместо того чтобы выполнять указания президента о создании новых высокотехнологичных рабочих мест (а пилот — это такая должность с зарплатой от $8 тыс. до $10 тыс.), мы эти рабочие места отдаем зарубежным специалистам, — отметил депутат.
Парламентарий также считает, что в условиях западных санкций России будет полезно сотрудничество с американским бизнесом. Он предлагает теснее сотрудничать с американским Boeing, так как, по его мнению, повышение интеграции с американской компанией сделает менее вероятным применение санкций в этом сегменте.
— Нам надо застраховаться как можно сильнее от возможных санкционных мер в области закупки авиационной техники (мы ее вынуждены покупать, так как не можем покрыть собственные потребности отечественной продукцией) и отказаться от европейской техники в пользу Boeing, — полагает депутат.
Владимир Гутенев приводит в пример опыт Китая, говоря, что в отношении него со стороны США не проводится такая жесткая политика сдерживания, как к России, и не в последнюю очередь из-за того, «что он — крупнейший экономический партнер Америки».
«В этой связи прошу принять решение о корректировке государственной политики в сфере закупок зарубежной авиатехники с применением тарифных и нетарифных мер в направлении повышения доли приобретения пассажирских гражданских судов, производимых корпорацией Boeing. С ней налажены более тесные экономические связи с учетом работы инженерного центра Boeing в России и поставок ей титана корпорацией ВСМПО-АВИСМА», — говорится в документе, который парламентарий отправил премьер-министру.
По словам автора письма, до политического обострения сложилась практика закупки (взятия в лизинг) пассажирских воздушных судов, в том числе коммерческими компаниями, у корпораций Boeing и Airbus примерно в соотношении 50 на 50. «Это предполагало устойчивость России как потребителя зарубежной авиатехники. Однако в настоящее время Европа демонстрирует полную зависимость от политики США и осуществляет недружественные санкционные шаги на поставку материалов и оборудования России», — отмечает он.
Независимый эксперт по рынку авиаперевозок и государственно-частному партнерству Андрей Крамаренко отметил, что необходимо приводить российскую нормативно-правовую базу в соответствие с общепринятыми нормами.
— Я считаю необходимой работу по гармонизации норм в сфере поддержания летной годности с лучшей мировой практикой, — поделился мнением эксперт.
Однако, по его мнению, отказ от сотрудничества с европейцами (в пользу американской компании) вряд ли принесет ожидаемый эффект.
Член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин, комментируя «Известиям» предложение парламентария, отметил, что оно вписывается в поддержанную обществом идею деофшоризации российский экономики.
— В этом вопросе необходим и экономический и технический анализ — действительно ли смена юрисдикции будет в состоянии принести те результаты, которые обозначены депутатом, — полагает эксперт. — Сначала необходимо провести хороший, качественный и всесторонний анализ, а потом давать какие-то оценки. Вместе с тем нельзя впадать в крайность в борьбе с офшоризацией, потому что офшоры в значительной части случаев связаны с несовершенством российской правоприменительной практики.