Семеро против «Аэрофлота»: Чиновники раскрыли суть претензий к перевозчику и Шереметьево (Коммерсант_17.01.2013)
"Коммерсантъ-Online", 17.01.2013 _ http://www.kommersant.ru/doc/2106382
Стали известны претензии авиакомпаний к условиям стратегического соглашения между «Аэрофлотом» и Шереметьево, заключенного в октябре 2012 года. Эти претензии легли в основу антимонопольного расследования, по итогам которого УФАС по Московской области потребовало расторгнуть или доработать соглашение. Перевозчики, среди которых Air France, Finnair, Air Astana, «Трансаэро», посчитали, что условия соглашения нарушают принципы свободной конкуренции и создают препятствия при осуществлении деятельности на рынке. Однако «Аэрофлот» и Шереметьево пока изменений в документ не вносили.
УФАС по Московской области опубликовало результаты расследования дела, возбужденного в отношении «Аэрофлота» и Международного аэропорта Шереметьево (МАШ) в ноябре 2012 года. Из материалов стало известно о том, какие именно авиакомпании выступили против стратегического соглашения, заключенного между аэропортом и перевозчиком 9 октября 2012 года. Ключевой договоренностью стала передача авиакомпании ее дочерним перевозчикам и партнерам по альянсу Sky Team всего Южного терминального комплекса МАШ (терминалы D, E и F).
Основные претензии предъявили семь авиакомпаний, в том числе входящие в альянс Sky Team. Это «Трансаэро», Air France, Air Astana, Finnair, «МИАТ— Монгольские авиалинии», Estonian Air, SAS Group. УФАС выяснило, что МАШ обязуется выделять временные слоты по запросу «Аэрофлота», его дочерних структур и партнеров по альянсу Sky Team. По мнению «МИАТ — Монгольские авиалинии», приоритетное выделение слотов «может отрицательно повлиять на регулярность полетов». Air France заявила, что «международная практика и международные соглашения в области использования воздушного пространства не допускают создания приоритетного положения перевозчика на рынке и искусственного ограничения конкуренции в пользу одного из участников рынка». У Estonian Air возникло «опасение возникновения определенных привилегий для “Аэрофлота”, ближайших партнеров по альянсу и авиакомпаний группы “Аэрофлот”», что в дальнейшем может привести «к разногласиям, конфликтным ситуациям и даже ущемлению интересов на рынке».
В ходе расследования УФАС также установило, что МАШ обязуется с летнего расписания 2013 года не выдавать временные слоты в Шереметьево российским и иностранным авиакомпаниям (кроме «Аэрофлота») позже 30 минут до вылета/прилета и ранее 30 минут после вылета/прилета рейсов «Аэрофлота» по одним и тем же направлениям. Указанный пункт возмутил «Трансаэро», которая посчитала, что он может создать «препятствия для компании при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке». Перевозчик предположил, что может лишиться возможности осуществлять перевозки в МАШ как в рамках своих «исторических слотов», так и в перспективе «технологически возможных для эксплуатации». О возможности потери исторических слотов говорит и Air Astana. В письме УФАС авиакомпания заявила, что за десять лет полетов у нее «сложился график на прилет и вылет, рассчитанный с учетом пожеланий пассажиров и особенностей на данных направлениях», и изменения крайне негативно скажутся на ее финансовых показателях. Air France посчитала, что требование утверждать согласованный с аэропортом период вылета с другим перевозчиком ведет к ограничению свободной конкуренции. В Estonian Air сообщили, что такие условия вообще спровоцируют уход или вытеснение авиакомпаний из МАШ. Представители SAS Group сослались на правила IATA, применяемые во всем мире, по которым все авиакомпании должны иметь равные права в части предоставления слотов, чье распределение «должно носить прозрачный и недискриминационный характер».
Еще один пункт соглашения предполагает, что МАШ обязуется к 29 марта 2014 года изменить специализацию терминалов Южного аэровокзального комплекса МАШ, в рамках которого из терминалов D и E будут выполняться международные рейсы, а из терминала F — внутренние. Согласно письменным пояснениям МАШ, аэропорт и перевозчик пока не разработали детальный план-график изменения специализации терминала. Но переход авиакомпаний в другой терминал в любом случае повлечет за собой изменения в расписании и перераспределение слотов, и преимущество вновь окажется на стороне «Аэрофлота», его дочерних компаний и партнеров.
УФАС также пришло к выводу, что МАШ будет предоставлять «Аэрофлоту» и его партнерам по альянсу необходимое количество мест стоянок для технологических нужд. Но МАШ обладает ограниченным количеством мест указанных стоянок. При этом все согласования по этому вопросу должны обсуждаться на совете директоров МАШ и «Аэрофлота», что противоречит уставу Шереметьево. Наконец, УФАС не устроил пункт, по которому МАШ обязуется развивать инфраструктуру в рамках стратегии развитии «Аэрофлота» до 2030 года. Согласно планам перевозчика, к этому времени его годовой пассажиропоток составит 64 млн пассажиров. Но развитие аэропорта «исключительно в интересах “Аэрофлота”, группы “Аэрофлот” и партнеров по альянсу может поставить другие авиакомпании в неравное положение по отношению друг к другу и привести к ограничению конкуренции на рынке с использованием инфраструктуры Шереметьево», заключают чиновники.
В конце декабря УФАС признало участников соглашения нарушившими ст. 11 закона «О защите конкуренции», предписав разорвать или дополнить соглашения. Но пока этого не произошло. В «Аэрофлоте» “Ъ” сказали, что планируют обжаловать предписание в суде. В Шереметьево от комментариев отказались.
Елизавета Кузнецова