Печать

Почему пилоты пьют за штурвалом (КП_31.10.2012)

03 Ноябрь 2012. Опубликовано в Безопасность полетов

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Владимир ДЕМЧЕНКО_ КП_31.10.2012_ http://www.kp.ru/daily/25976/2911040/
Вся Россия ломает голову, как убрать пьяных водителей с дорог. А в это время алкоголь становится участником катастроф не только на земных, но и на воздушных трассах.
   За последние годы в России было уже как минимум три авиакатастрофы, когда в организме членов экипажа был обнаружен спирт. «КП» решила разобраться, почему пилоты садятся пьяными за штурвал и что надо сделать, чтобы убрать их из неба.


НА ПОСАДКУ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ

Ан-28 на Камчатке нашли не сразу. Пропавший с радаров средь бела дня борт, развалившись на части, зарылся под зелень. До места назначения - поселка Палана - оставалось лишь несколько километров. Судя по расположению обломков, пилоты, словно камикадзе, вогнали самолет в сопку. Почему? Техническая неисправность? Проанализировав содержимое самописцев, эксперты дали однозначный ответ: все системы работали как часы вплоть до первого удара о деревья.
   Глава Росавиации Александр Нерадько, прилетев на Камчатку, заявил: пилоты заходили на посадку по сокращенной траектории. С его слов выходило, что такой маневр у Паланы исполняли многие - так пилоты экономили время. Нерадько тут же устроил разнос местному авиационному начальству, кого-то уволил, кого-то отстранил до выяснения. Но главное открытие ждало впереди: в крови обоих пилотов эксперты обнаружили алкоголь. Его содержание соответствовало легкой степени опьянения у командира воздушного судна Вячеслава Шпака и средней - у второго пилота Владимира Данченко.
   - В какой момент этиловый спирт попал в организм? Установить это пока не удалось, - сказал «Комсомолке» руководитель Камчатского следственного отдела Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР Антон Артеменко. - Это квалифицированные пилоты с большим стажем, они уже давно летали этим маршрутом и хорошо его знали. Мы выясняли, что они делали накануне. Никаких праздников и застолий вроде не было. Проследили их путь от аэропорта до штурвала. По документам выходит, что они прошли все положенные процедуры, включая обязательный медосмотр. То есть не было такого, что они вышли из бара и полетели. В общем, чтобы установить все обстоятельства, нужно провести еще ряд следственных действий и экспертиз.


ПИЛИ ПРЯМО В КАБИНЕ?

 Словосочетание «пьяный пилот», казалось бы, из области невероятного. Тут и говорить не о чем, у человека за штурвалом с десятками пассажиров за спиной должно быть ноль промилле - и точка. Но вот 14 сентября 2008 года в Перми падает «Boeing», и в организме командира Родиона Медведева находят алкоголь. Сколько? Трудно сказать. Но, как следует из расшифровки переговоров в кабине, в какой-то момент Медведев передал штурвал второму пилоту со словами: «Ты же видишь, я не могу». В отчете Межгосударственного авиационного комитета об алкоголе говорится мимоходом, в качестве основной причины катастрофы указываются недостатки в подготовке экипажа, усталость пилотов и масса других факторов. Получилось, что пьяный командир - это так, сопутствующее обстоятельство.
   20 июня 2011 года. Под Петрозаводском Ту-134 компании «Русэйр» сбивается с курса и падает. На борту 52 человека, 44 из них гибнут. Выясняется, что штурман перед самым вылетом принял стакан водки. Как значится в заключении МАК, одной из причин катастрофы стало «подчинение деятельности командира штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в легкой степени алкогольного опьянения».
   Теперь, после катастрофы на Камчатке, язык не повернется назвать все эти случаи единичными и выходящими из ряда вон. Тенденция? В Росавиации, куда я обратился за комментарием, разговаривать не стали. А вот пилоты с каким-то неожиданным задором подтвердили, что случаи пьяного вождения самолетов не так уж и редки.
   - Однажды мне пришлось выпить стопку водки за штурвалом, - признается заслуженный летчик России Александр Акименков. - Дело было несколько лет назад, я вез одного олигарха. Одного - в том смысле, что он был единственным пассажиром во всем Ту-134. И он мне эту стопку влил чуть ли не насильно. Так я потом самолет еле посадил. С трудом мог определить расстояние до земли. Тогда все хорошо закончилось, но я зарекся - никогда и ни при каких обстоятельствах!
    Многие пилоты высказывались в том смысле, что пьянство за штурвалом - это чуть ли не нормально. Главное - не перебирать.
    - У нас страна больна алкоголизмом, - втолковывал мне действующий летчик, просивший не называть его имени. - Пьют все: учителя, врачи... Ну и летчики. Это всегда было, во времена СССР многие происшествия были связаны именно с алкоголем. Это не афишировалось, как и сейчас не афишируется. Летчиков выгоняли из партии, с работы... У нас даже предполетный медосмотр ввели, какого больше ни в одной стране мира нет. Но толку от этого немного.
    - Был еще случай, - продолжает Александр Акименков. - Дали мне как-то второго пилота, любил он за воротник заложить. Я его чуть ли не в туалет провожал, следил, чтобы не выпил. Но он все равно умудрился. Взлетаем, выходим на режим, и вдруг он бьет по штурвалу, и мы чуть не падаем на полосу. Хорошо, что у меня руки были на штурвале, я успел его удержать. А потом смотрю - батюшки, он ведь косой совсем. Кое-как до места добрались, но потом я с ним летать отказался. А он летал. Потом, правда, зашился. Вообще я не понимаю, как можно лететь пьяным. Ведь алкоголь в себе пилоту очень просто побороть: надел маску, подышал чистым кислородом минут двадцать - все, ты в полном порядке.
   В какой момент пилоты камчатского Ан-28 могли принять спиртное? Да в какой угодно. Чаще всего летные промилле - это старые дрожжи, остатки выпитого накануне. Но средняя степень опьянения - многовато для остаточных явлений.
   Со времени медосмотра до крушения прошло около 3 часов. Предположим, что он выпил до обследования, а через 3 часа у него была средняя степень опьянения. В каком же состоянии он предстал перед врачом? Да он бы просто падал, никто бы его на борт не пустил. Скорее всего, пили летчики уже после осмотра. Правда, в аэропорту вид закладывающих людей в форме мог вызвать, мягко говоря, недоумение. Так что пили, наверное, прямо в кабине, где никто не помешает. «Давай, командир, за взлет и посадку».
   - Думаете, они в первый раз выпили и сразу разбились? - спрашивает руководитель консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников. И сразу отвечает: - Я уверен, что они часто так летали.


ЗВОНОЧКИ И УДАРЫ В КОЛОКОЛ

Большинство из 18 тысяч российских летчиков пьянства за штурвалом не допускают. Они соблюдают правило: за сутки до взлета - ни-ни. Но не все. Шанс встретить пилотов под градусом в маленьких авиакомпаниях больше, нежели в крупных.
    - Уверяю вас, что в «Аэрофлоте» или «Трансаэро» вы пьяниц не найдете, - говорит Александр Акименков. - Там люди за свои места держатся. А вот в маленьких на многое могут смотреть сквозь пальцы. Там зарплата меньше. Да и большой дефицит нынче летчиков в России. Представьте, на той же Камчатке одного уволят, второго. Кто летать-то будет? Вот и прощают этим асам «маленькие грешки». Маленькие в кавычках, конечно.
    Дефицит пилотов сейчас действительно серьезный. По словам летчика-испытателя, Героя России Анатолия Кнышова, каждый год увольняются около 500 летчиков, а вузы выпускают только 200.
    - Норма налета сейчас - 90 часов в месяц. Это колоссальная нагрузка, - говорит Кнышов. - Летчики выбиваются из сил, многие теряют даже ощущение день-ночь. Но они все равно летают сверхурочно, потому что за это платят очень хорошо. В такой ситуации не исключаю, что кто-то может принять 50 - 100 граммов, чтобы расслабиться.
    После пермской катастрофы выяснилось, что адекватного наказания за пьяное вождение самолетов в российском законодательстве нет. Тогда появился даже законопроект, предусматривающий чуть ли не тюремное заключение за это. Но его не приняли, решили, что слишком уж сурово. Ограничились предложением Минтранса на три года лишать пьяных пилотов права летать.

В принципе трехлетнего запрета на профессию многие испугались бы. Ведь после трехлетнего перерыва да с такими причинами на хорошее место вряд ли устроишься. Но угроза лишения прав сейчас практически нулевая. По крайней мере случаев таких мне обнаружить не удалось. За границей, где предполетных медосмотров нет, летчиков периодически снимают с рейсов (см. материал «За рубежом пьяных летчиков ловят часто» на этой полосе). А у нас алкоголь находят у пилотов только после их смерти.
    - С трудом стоящего на ногах «летуна» к штурвалу, конечно, никто не пустит, - объясняет тот же пожелавший сохранить инкогнито летчик. - Но и скандала поднимать не станут. Врач, скорее всего, тихонько посоветует ему «слиться», то есть замениться, сославшись на недомогание. Потом его, конечно, в авиакомпании пропесочат, оштрафуют, но с полетов не снимут. А если человек нормально стоит на ногах, запаха нет - он жвачку пожевал, - то врач может и не заметить ничего. Или сделает вид, что не заметил.
    Так что же, может, стоит поставить в самолеты какие-нибудь алкозамки? Или заставлять всех без исключения пилотов дышать в трубочку перед взлетом и по приземлении? По мнению большинства собеседников, такое «изуверство» вряд ли оправданно. По крайней мере пока.
   - Тех, кто за штурвал пьяным садится, единицы, - считает президент профсоюза летного состава Мирослав Бойчук. - Но специфика нашей работы такова, что их не должно быть вообще. Недавно мы собирали президиум, думали, что делать с этим феноменом. Нужно выработать механизм, который поможет выявлять таких людей по нашей, по общественной линии. Такой контроль будет жестче, чем со стороны работодателей.
 П  о мнению Валерия Шелковникова из агентства «Безопасность полетов»,делать вид, что пьяных пилотов просто не существует, - большая ошибка.
    - Любая катастрофа - это цепь событий, по которой ее, катастрофу, можно предсказать и предотвратить, - говорит Шелковников. - Я уверен, что и в Перми, и на Камчатке до катастроф были какие-то незначительные происшествия. Кто-то на посадку с первого раза не зашел, кто-то взлетел неаккуратно. Это такие звоночки: ау, есть проблема. То, что уже трижды в крови членов экипажей разбившихся самолетов нашли алкоголь, это не звоночки, а удары в колокол. Не берусь сказать, что нужно делать. Но точно не молчать. Наоборот, кричать нужно, проводить ревизию всех служб, устраивать неожиданные проверки, развешивать агитацию, как плакаты в Советском Союзе. Может быть, в Росавиации нужно какие-то телефоны доверия создать, чтобы люди могли анонимно сообщать даже о каких-то подозрениях. Пусть кто-то скажет, что это стукачество, я не против... Это все равно лучше, чем падающие самолеты.


ОФИЦИАЛЬНО

- В декабре 2009 года был принят закон № 336, - сказал «КП» руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов. - В числе прочего в нем предусмотрено, что управление воздушным судном в состоянии опьянения, равно как отказ от освидетельствования, наказывается лишением права управления от двух до трех лет. Пока дальнейшего ужесточения мер не планируется.

В ТЕМУ

За рубежом пьяных летчиков ловят часто

 За рубежом нетрезвых летчиков снимают с рейсов довольно часто. В январе этого года в английском Бристоле был задержан пилот, пытавшийся тайком пробраться на самолет. Он не надел форму летчика и пытался пройти через рамку, предназначенную для пассажиров, а не для пилотов. В его организме была обнаружена повышенная доза алкоголя, заменить его удалось только через 4 часа.
   В ноябре 2010 года британская полиция арестовала пилота «Boeing-757» американской авиакомпании Delta Airlines, направляющегося в Детройт. Командир экипажа, заняв свое кресло, уверял диспетчеров в том, что летит в Нью-Йорк. От него сильно пахло спиртным, 213 пассажирам пришлось добираться другим рейсом.
   В декабре 2008 года в голландском аэропорту Скипхол задержали пьяного пилота, который управлял пассажирским самолетом. Любопытно, что лайнер прибыл из Лондона и благополучно приземлился, когда в полицию поступил анонимный звонок с сообщением о том, что пилот «слишком много выпил». Оказалось, что содержание алкоголя в крови пилота в четыре раза превышало допустимые нормы.

КСТАТИ

«Кукурузники» летают как хотят

 Если в пассажирской авиации есть хоть какой-то контроль, то владельцы частных самолетов взлетают без осмотра и вообще без оформления каких-либо документов. Сколько из них садятся за штурвал подшофе, остается только гадать. Взять хотя бы нашумевшее исчезновение Ан-2 в Свердловской области 11 июня. Взлет не был санкционирован никем. По одной из версий, до запуска винтов вокруг самолета царила непринужденная обстановка. Не исключено, что пилот тоже принял участие во всеобщем веселье.
    Еще один случай из недавних. 30 сентября в Кизилташский лиман неподалеку от Анапы рухнул самолет-амфибия «Cessna-400», который тоже взлетел без разрешения. На борту был только пилот - 50-летний Николай Харин, бывший военный летчик. Он получил тяжелые травмы, но был жив. Люди, оказавшие Харину первую помощь, заметили, что он сильно пьян.
    - О состоянии опьянения говорят пока только свидетельские показания, - сказал «КП» новороссийский транспортный прокурор Максим Степаненко. - Чтобы сказать что-то точнее, нужно дождаться результатов экспертизы. Но это все равно ничего не изменит, пилот умер через сутки после аварии.

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что в Челябинской области разбился бомбардировщик Су-24.

Комментарии (1)
125.06.2017 21:22
Ната
Я бы сказала, пьяные пилоты - свиньи. Как так можно, они же отвечают за сотни человеческих жизней.

Добавьтe Ваш комментарий

Ваше имя (псевдоним):
Комментарий: