Карта сайта

Комментарии юриста

ШПЛС: ФАП-331 противоречит действующему воздушному законодательству

20 ноября 2024 г.
ШПЛС: ФАП-331 противоречит действующему воздушному законодательству
С 1 сентября 2024 года вступили в силу Федеральные авиационные правила «Правила борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации», утвержденные Приказом Минтранса России от 2 октября 2023г. №331 (далее ФАП-331).

Пунктом 25 ФАП-331 на диспетчера, осуществляющего управление воздушным движением, возлагается дополнительная обязанность по ведению визуального наблюдения за птицами во время взлета и посадки воздушных судов. При этом Федеральными авиационными правилами «Организация воздушного движения в РФ» (далее — ФАП ОрВД), определен исчерпывающий (закрытый) перечень задач обслуживания воздушного движения (пункты 2.4 и 5.2.6), а также содержится прямой запрет (п. 3.2.7 ФАП ОрВД) возлагать на диспетчера, осуществляющего управление воздушным движением, функциональные обязанности, не имеющие прямого отношения к диспетчерскому обслуживанию и решаемым при этом задачам. Соответственно пункт 25 ФАП-331 противоречит ФАП ОрВД и создает прямой конфликт  норм. Также ФАП-331 содержит ряд противоречий.

В одном случае (пункт 26) орган ОВД (диспетчер) должен информировать экипаж о наблюдаемых птицах, а в другом (пункт 33) - запрещать взлёт экипажу воздушного судна. Учитывая, что в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации (п. 5.3.29 ФАП ОрВД, п. 3.3 ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ»), диспетчерское разрешение на взлет не является принуждением экипажа воздушного судна к его совершению, а окончательное решение о взлете и посадке принимается командиром воздушного судна. При этом, диспетчерское разрешение на взлет воздушного судна (п. 5.3.24 ФАП ОрВД) означает, что на момент взлета: а) безопасный интервал для вылетающего воздушного судна обеспечен; б) препятствия на летной полосе отсутствуют; в) экипаж воздушного судна имеет информацию о состоянии ВПП, направлении и скорости ветра у земли с учетом его порывов, фактической погоде, если она отличается от информации АТИС или погоды, вещаемой по МВ-каналу, а также о явлениях, угрожающих безопасности взлета; г) экипажу воздушного судна разрешено занять высоту круга или высоту, предусмотренную стандартным маршрутом вылета. Соответственно положение пункта 33 ФАП-331, в соответствии с которым диспетчер, при обнаружении птиц, не выдает экипажу разрешение на взлёт (означает, что должен запретить взлёт), не соответствует воздушному законодательству Российской Федерации, в том числе пунктам 5.3.24 и 5.3.29 ФАП ОрВД, а также эксплуатационной практике ИКАО.

В настоящее время, воздушное законодательство Российской Федерации предполагает самостоятельную юридическую субъектность органов ОВД, аэропортов, авиакомпаний, включая определенное Воздушным кодексом РФ и федеральными правилами, разделение их функций, прав и обязанностей.

Позиция Шереметьевского профсоюза летного состава по данному вопросу следующая: современное правовое регулирование (п. 5.3.25, 5.3.29 ФАП ОрВД, п. 3.3 ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ»), предполагает, что диспетчерское разрешение на взлет не является принуждением экипажа воздушного судна к его совершению, а окончательное решение о взлете и посадке принимается командиром воздушного судна.  Таким образом, действующее воздушное законодательство не дает права диспетчеру запрещать взлет (посадку) воздушного судна, так как это право закреплено за командиром воздушного судна.

 

Комментарии

пока нет комментариев
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям