Карта сайта

Новости

Первый частный «Аэрофлот»

2 февраля 2016 г.
Первый частный «Аэрофлот»
Владимир Путин созвал совещание по вопросам приватизации, на которое среди прочих пригласил главу «Аэрофлота». Крупнейшая российская авиакомпания впервые в своей истории рискует стать частной. Эксперты «Фонтанки» разделились в оценках такой возможности.
 
1 февраля президент РФ Владимир Путин собрал глав нескольких крупных госпредприятий, среди которых присутствовал и глава «Аэрофлота» Виталий Савельев. 51,17% этой авиакомпании принадлежит Росимуществу, еще 42,02% у юридических лиц, а 6,79% – у физических лиц.
 
Со стороны правительства были приглашены премьер Дмитрий Медведев, замглавы кабинета министров Аркадий Дворкович, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и возглавляющая Росимущество Ольга Дергунова. «Сегодня нам нужно определиться с конкретными параметрами приватизации в текущем году, решить, какие пакеты акций компаний с госучастием могут быть проданы частным структурам, а какие должны остаться в собственности государства», – открывая совещание, заявил Владимир Путин.
 
Однако уже на следующий день, 2 февраля, пресс-секретарь главы государства уточнял: прошедшее совещание Путина с членами кабинета министров и главами госкомпаний «не имело целью финализировать список предприятий в 2016 или каком-либо еще году».
 
При этом министр экономического развития России Алексей Улюкаев 2 февраля заявил: сделки по приватизации госимущества придется проводить в неблагоприятных условиях, в нынешней бюджетной ситуации откладывать их невозможно.
 
"В 2014-2015 гг. рынок упал и продолжал падать, мы ждали, когда ситуация изменится. Сейчас пришло осознание, что ждать больше некуда. Ситуация бюджетная критичная, общая турбулентность финансовых рынков не дает оснований нам ожидать какого-то отскока, восстановления. Вызов состоит в том, чтобы провести не менее качественные эффективные прозрачные сделки на чрезвычайно неблагоприятном рынке", – сказал он на коллегии Минэкономразвития.
 
Экспертов «Фонтанки» присутствие на совещании Виталия Савельева не удивило. Главный редактор отраслевого информационного агентства Aviaru.net Роман Гусаров рассказал, что «Аэрофлот» давно в планах правительства по приватизации. «Но при обсуждении вопроса было мнение, что время ещё не настало, неподходящая конъюнктура рынка. И действительно, «Аэрофлот» рос, группа формировалась, и сейчас она – очевидно значительно более привлекательный актив, чем год или два назад», – сообщил он.
 
Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что все планы приватизации «Аэрофлота», которые обсуждались ранее, в том числе на самом высоком уровне, были свёрстаны еще в «прежние» времена. Тогда за любую российскую компанию можно было выручить больше средств, любой инвестор сегодня вынужден учитывать страновые риски, добавляет эксперт.
 
К тому же для потенциального владельца компания сейчас может выглядеть не так уж и приглядно. Пантелеев отмечает, что в этот период «Аэрофлот» осуществляет консолидацию, в ходе которой принимает на себя обязательства оренбургской Orenair на 8 млрд рублей. Также «Аэрофлот» вывез пассажиров «Трансаэро» (заявив, что это обошлось в 17 млрд рублей).
 
В итоге приватизация «Аэрофлота» в 2016 году, даже по сценарию 2014 года, означает для бюджета потерю потенциальной прибыли, которую можно было бы получить от продажи компании ранее, отмечает Олег Пантелеев.
 
Дополняет картину обвал рынка ценных бумаг и уход западных инвесторов. «Да и рынок авиаперевозок на ближайшую перспективу не позволяет говорить о росте доходности этого бизнеса», – подчеркивает Роман Гусаров. Заинтересовать инвестора могут только перспективы.
 
«Кто это понимает, будет стараться прикупить крупный пакет. У нас в стране есть ограничение по иностранному участию в авиабизнесе – 49%. Поэтому иностранные инвесторы смогут участвовать либо в рамках этой доли, либо опосредованно через свои российские структуры. Но я не исключаю, что госпакет, частично или полностью, будет продаваться единым пакетом. Это же IPO», – рассказал эксперт.
 
В свою очередь Олег Пантелеев считает, что сделка будет выгодна потенциальному покупателю, который сразу же задумывается о последующей продаже. «Думаю, что менеджмент будет рад такой возможности. Если в «Аэрофлот» перестанут спускать разнарядки по «важным государственным делам», типа спасти тут, обеспечить доступность там, поделиться здесь, то компания сможет улучшить свои финансовые показатели, причем очень заметно. Мы же видим, что «Аэрофлот» увеличил рыночную долю. Не исключаю, что если не будет катаклизмов, компания сумеет по итогам 2016 года выйти «в ноль», – уверен он.
 
Кроме исполнения социальных обязательств, среди которых эксплуатация российского самолета "Сухой Суперджет-100", государство, перестав владеть «Аэрофлотом», откажется и от других возможностей. Так считает ведущий научный сотрудник Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
 
«Очень удобно заниматься приватизацией компании, которую ты только что сделал монополистом. Но продать компанию, которая усилиями государства получила огромную долю на рынке, – это палка о двух концах. Сейчас у государства есть представительство в ней, поэтому оно может влиять на рынок. После продажи такая возможность теряется», – рассказал он.
 
Еще один камень на чашу весов «против» приватизации – роялти, которые «Аэрофлот» получает от иностранных авиакомпаний за использование транссибирских воздушных трасс. Став правопреемником советского «Аэрофлота», авиакомпания сохранила источник дохода после 1991 года. По разным данным, размер роялти составляет от 300 до 500 млн долларов в год.
 
«Роялти получает либо "Аэрофлот", либо никто. Понятно, что перезаключать договор вряд ли кто-то будет», – считает Федор Борисов.
 
Дополнительная сложность процесса приватизации «Аэрофлота» в том, что компания находится в списке стратегических предприятий. А это значит, что для продажи авиакомпании сначала необходимо ее оттуда вывести.
 
Идея о приватизации упирается в целую серию смежных вопросов. Это и положение на рынке, и роялти, и социальные обязательства. Однако любые барьеры на пути к продаже компании могут быть сломлены правительством, если цель оправдывает средства, считают эксперты.
 
«Я считаю, что приватизировать ещё рано. Через пару лет можно продать значительно дороже. Однако правительство сейчас, скорее, думает о том, чем латать дыры в бюджете. Поэтому все более-менее приличные активы решено продать. Я думаю, что «Аэрофлот» действительно будет продан крупной российской финансовой группе», – сказал Роман Гусаров.
 
Олег Пантелеев при этом склоняется к более длительному сценарию: «Сегодня приватизация авиакомпании может быть уместна только в том случае, если отсутствие денег в бюджете от продажи пакетов акций в госкомпаниях может быть важнее, чем возможность заработать многим больше, но потом. Учитывая, что «тушить пожары» в случае полной приватизации «Аэрофлота» будет некому, государство еще не скоро решится отпустить этот актив. Вероятно, оно последует своим же планам и будет постепенно сокращать долю в «Аэрофлоте». Но от блокирующего пакета вряд ли откажется».
 
 
Справка:
 
Ранее СМИ сообщали, что в текущем году могут быть приватизированы доли государства в «Ростелекоме», «Транснефти», «Аэрофлоте», «Роснефти», «Совкомфлоте», а также в ряде других компаний. Собеседники журналистов отмечали, что продавать будут все, поскольку в бюджете нет денег, а доходы от экспорта энергоресурсов сокращаются.
 
29 января президент на встрече с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной и министром финансов Антоном Силуановым исключил приватизацию Сбербанка в ближайшее время. 

Комментарии

пока нет комментариев
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям

Другие статьи из этого раздела