Карта сайта

Новости

В Москве пройдет митинг против банкротства «Трансаэро»

23 октября 2015 г.
В Москве пройдет митинг против банкротства «Трансаэро»
Авиакомпания "Трансаэро" к вечеру воскресенья прекратит полеты в связи с аннулированием сертификата эксплуатанта.

С 00:00 часов по Мск, 26 октября 2015 г., самолеты авиакомпании перестанут обслуживаться.


LENTA.RU


Власти Москвы согласовали митинг бывших сотрудников «Трансаэро» против банкротства авиакомпании и отзыва у перевозчика сертификата эксплуатанта. Он состоится на площади Яузские Ворота, сообщил РИА Новости руководитель департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Алексей Майоров.
 
Организаторы акции собирались провести ее у здания Минтранса 1 ноября. Помимо прочего, целью митинга является привлечение внимания СМИ и общественности к вопросу сохранения конкуренции на рынке авиауслуг. Планируется, что всего в акции примут участие 100 человек — сотрудники «Трансаэро» и граждане, которым «небезразлично будущее отрасли авиаперевозок, которые выступают за сохранение конкуренции на рынке авиауслуг и за доступные цены на авиаперелеты».
Ранее в октябре на сайте change.org была размещена петиция, адресованная, в частности, президенту России Владимиру Путину и премьеру Дмитрию Медведеву. Ходатайство, авторы которого призывали оказать «Трансаэро» господдержку, было направлено руководству страны и, по состоянию на 21:00 23 октября, набрало почти 150 тысяч подписей.
 
20 октября стало известно, что гендиректор и совладелец группы S7 Владислав Филев и крупнейший акционер «Трансаэро» Александр Плешаков подписали соглашение о продаже акционерам S7 не менее 51 процента акций «Трансаэро».
 
«Трансаэро» оказалась на грани банкротства в связи с высокой долговой нагрузкой (около 250 миллиардов рублей). С начала сентября авиакомпания находилась под операционным управлением «Аэрофлота».
 
Росавиация решила аннулировать сертификат эксплуатанта перевозчика с 26 октября этого года.
 
 
«АК «Трансаэро» является системообразующей организацией в авиационной отрасли РФ - второй по величине авиакомпанией, которая на протяжении 25 лет осуществляет безопасные и качественные авиационные перевозки российских пассажиров по всему миру. АК «Трансаэро» первой в России внедрила многие нововведения в области технологий работы и сервиса, первая обратила внимание на проблемы транспортной доступности для людей с инвалидностью и совместно с партнерами – организациями инвалидов успешно реализует программы по улучшению качества жизни и адаптации людей с ограниченными возможностями. Она первой в нашей стране освоила крупнейшие на тот момент в мире пассажирские самолеты Boeing 747 и еще 10 типов воздушных судов. Авиакомпания добилась выдающихся результатов в обеспечении безопасности полетов, занимая наиболее высокие среди российских перевозчиков позиции в международных рейтингах.
 
Деятельность Компании получает широкое признание, как у Российских граждан, так и высокую международную оценку. В 2013 году ОАО «АК «Трансаэро» стала лауреатом  премии World Airline Awards в глобальной номинации «Авиакомпания мира, добившаяся наибольшего прогресса» и  стала первой в истории российской авиакомпанией, получившей премию данной номинации.
 
Согласно международного рейтинга туристического пассажиропотока, Компания занимает шестое место в мире по числу пассажиров, перевезенных на маршрутах туризма и отдыха. 
 
В соответствии с рейтингом безопасности полетов крупнейших мировых перевозчиков, по итогам 2014 года Компания заняла 17-е место в мире.
 
ОАО «АК «Трансаэро» - единственная российская авиакомпания, входящая в первую двадцатку этого рейтинга уже на протяжении пяти лет подряд.
 
 «АК «Трансаэро» - единственная транспортная компания России, которой присвоен наивысший рейтинг корпоративной социальной ответственности ААА(s).
 
Начиная со второй половины 2014 года, вследствие нестабильности на финансовых рынках, осложненных международными санкциями, введенными против нашего государства, «АК «Трансаэро» оказалась в сложной финансовой ситуации. Несмотря на все усилия, предпринимаемые менеджментом компании и лично ее генеральным директором О.А. Плешаковой, 01 сентября 2015г. на заседании Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции было принято решение о консолидации активов ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" и ОАО "АК "Трансаэро", которое было поддержано всеми сторонами. О.А. Плешакова и А.П. Плешаков также выразили свое согласие с данным решением.
 
03 сентября 2015 г. эта сделка была одобрена Советом директоров ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» и назначен финансовый консультант -  ПАО «Сбербанк».
 
Однако за время, прошедшее с того момента, ни новым менеджментом, который ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» ввел в «АК «Трансаэро», ни финансовым консультантом, НЕ БЫЛО СДЕЛАНО НИЧЕГО для спасения авиакомпании «Трансаэро»! Никто всерьез не обсуждал с кредиторами компании возможные варианты решения проблемы, не было предложено никакого плана действий. Более того, прямо игнорировалось мнение значительного числа банков-кредиторов, которые были согласны на частичное списание задолженности и реструктуризацию оставшейся ее части, были готовы активно участвовать в процессе поиска взаимоприемлемого решения, предлагали пути выхода из кризисной ситуации. 
 
В результате введенного "управления" выручка компании упала более чем в 6 раз, происходит массовая отмена рейсов, целенаправленно наносится ущерб репутации компании, что делает очевидным тот факт, что никакой цели спасать авиакомпанию ни у  ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии ни у ПАО «Сбербанк» не было.
 
Вместо реальной помощи был предложен единственный вариант - банкротство авиакомпании. Вариант, который наносит серьезнейший удар по кредиторам компании, в первую очередь по банкам, так как шансы на возврат ранее выданных кредитов при банкротстве будут минимальны, а финансовые потери могут стать критическими для ликвидности и устойчивости банков, по трудовому коллективу, более 11 000 человек которого будут вынуждены искать работу в текущей крайне непростой экономической ситуации, а также по всем тем гражданам страны, которые неоднократно пользовались услугами этой авиакомпании (за 25 лет деятельности авиакомпании было перевезено более 86 млн. пассажиров) и которые теперь смогут ощутить на себе, как изменится стоимость авиауслуг в отсутствие конкуренции.       
 
Мы, пассажиры и партнеры «АК «Трансаэро», гордимся любимой авиакомпанией, которая стала неотъемлемой частью новейшей истории нашей страны, выражаем самую искреннюю благодарность генеральному директору Плешаковой Ольге Александровне, руководству «АК«Трансаэро» и высокопрофессиональным работникам авиакомпании и просим Ваc, уважаемый Владимир Владимирович, оказать государственную поддержку ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» и не допустить банкротства второго по величине авиаперевозчика в нашей стране.
 
С уважением,
 
житель г. Москвы Бородина Светлана и все нижеподписавшиеся. 


Судьба «Трансаэро»: спасатели vs ликвидаторы


Отняв лицензию на авиаперевозки у предбанкротного «Трансаэро» и передав самые лучшие маршруты компании государственному «Аэрофлоту», правительство выбрало путь монопольного развития отрасли. 

 
События вокруг терпящей бедствие крупнейшей частной авиакомпании «Трансаэро» на прошлой неделе обрели черты экономического триллера, что отчасти обнажило мотивы главных действующих лиц. «Режиссерскую» версию правительства внезапно решила подправить группа кредиторов «Трансаэро» вместе с ее владельцем Александром Плешаковым, каким-то образом введя в сценарий происходящего действа одного из главных конкурентов компании — владельца S7 Владислава Филева. 20 октября он подписал с Александром Плешаковым соглашение о приобретении не менее 51% «Трансаэро» вместе с ее долгами (260 млрд рублей). Биржевые брокеры расценили это как шанс на спасение авиагиганта, и стоимость акций «Трансаэро» на бирже взмыла вверх. Однако уже следующим утром правительство демонстративно забило первый гвоздь в крышку гроба авиакомпании: Росавиация отозвала у нее лицензию авиаперевозчика. И в тот же день последовал второй: Минтранс отдал 56 маршрутов «Трансаэро» государственному «Аэрофлоту».
 
Последний герой
 
Хотя сумма будущей сделки по приобретению пакета акций между совладельцами двух крупнейших компаний-конкурентов не разглашается, можно догадаться, что она вряд ли больше рубля, ранее предложенного государством (в лице «Аэрофлота») совладельцам «Трансаэро» Александру и Ольге Плешаковым за дело всей их жизни. Казалось, они были согласны уже и на это, но не смогли консолидировать активы для передачи их «Аэрофлоту» — крупные госбанки-кредиторы словно нарочно не давали согласие на отчуждение заложенных у них акций. По всей видимости, теперь Плешаковы решили побороться если уже не за свое будущее в компании (оно и теоретически слабо просматривается), то хотя бы за интересы своих не самых крупных, зато многочисленных кредиторов (их более 100) и рынка в целом. Плешаков официально объяснил свой альянс с конкурентом намерением не допустить монополизации рынка и желанием избежать банкротства. А последний заверил, что акционеры S7 разработали план урегулирования отношений с крупнейшими кредиторами «Трансаэро», главным образом с ВТБ, Сбербанком и Альфа-банком, которые, впрочем, к тому времени уже подали заявления о банкротстве «Трансаэро». Он заключается в обращении части долга некоторых кредиторов в акции и дальнейшее оздоровление при операционной помощи S7.
 
Помимо расплывчатых планов оздоровления, стало известно и о конкретных действиях группы кредиторов (представители Абсолют банка, Новикомбанка, Московского индустриального банка, Московского кредитного банка, банка «Международный финансовый клуб» Михаила Прохорова), по всей видимости, и задумавших всю эту операцию «последний герой». Перед тем как объявить о заключении соглашения владельцев двух авиакомпаний, комитет кредиторов уведомил председателя совета директоров «Трансаэро» Ольгу Плешакову о необходимости сменить гендиректора Дмитрия Сапрыкина, который одновременно состоит в совете директоров и правлении «Аэрофлота». Его назначили в начале октября, когда ожидали, что «Аэрофлот» купит за рубль 75 плюс одну акцию акций «Трансаэро», в том числе для координации перевозок пассажиров обессилевшей авиакомпании самолетами госкомпании. Вместо него на прошлой неделе гендиректором назначили бывшего заместителя летного директора компании «Трансаэро».  

 
 
Кристаллизация новой структуры российской отрасли воздушного транспорта приобрела стремительные темпы. Если нынешнее состояние будет зафиксировано, группа компаний "Аэрофлот" окажется фактическим монополистом на рынке международных перевозок и получит ресурс для дальнейшей консолидации отрасли.
 
21 октября Межведомственная комиссия по выдаче допусков на выполнение международных полетов при Минтрансе приняла решение о выдаче группе компаний "Аэрофлот" временного допуска на 56 международных маршрутов "Трансаэро". Как сообщает Минтранс, допуск выдан с 26 октября 2015 г. по 30 октября 2016 г. с возможностью дальнейшей пролонгации в зависимости от понесенных "Аэрофлотом" расходов. В сообщении отмечается, что "Аэрофлот" получил 56 из 156 назначений "Трансаэро" на международные линии, то есть около 36% от общего числа. Однако эта цифра не должна вводить в заблуждение: "Аэрофлот" получил все 56 линий, на которые претендовал. Для сравнения: компания S7 Airlines, претендовавшая на 24 направления из тех же самых 56, получила только одно — на Тайвань, причем даже не факт, что она его запрашивала (дело в том, что и "Аэрофлот" этой линией не смог бы воспользоваться — между Россией и Тайванем нет не только межправительственного соглашения о воздушном сообщении, но и вообще дипломатических отношений, а коммерческие права "Трансаэро" получила примерно 13 лет назад через Московско-Тайбэйскую комиссию по экономическому сотрудничеству; но полеты вскоре были прекращены, поскольку "Трансаэро" решила не портить отношения с Китаем и терять этот стремительно растущий рынок).
 
Поскольку "Аэрофлот" получил все ключевые направления, уровень монополизации российского рынка международных перевозок резко возрастает. В частности, полностью монопольными с российской стороны становятся маршруты из Москвы в Лондон, Париж, Берлин, Вену, Рим, Милан, Венецию, Прагу, Ираклион, Тель-Авив, Стамбул, Анталью, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами, Бангкок, Пхукет, Пекин, Гонконг, Караганду. На маршрутах из Москвы в дальнее зарубежье в зимнем расписании 2015 г. российские авиакомпании смогут конкурировать с "Аэрофлотом" только на регулярных рейсах в Мюнхен, Тиват, Сплит и Ларнаку. Что касается остальных 64% освобождающихся направлений "Трансаэро", то на них никто не претендовал и едва ли будет претендовать в ближайшие годы, поскольку речь идет о прямых рейсах из российских региональных центров, где спрос на международные перевозки очень сильно сократился. 
 
По информации ATO.ru, заседание Межведомственной комиссии для перераспределения назначений на международные маршруты предполагалось провести еще на прошлой неделе, но тогда ряд авиакомпаний выступил с возражениями, указывая на необоснованность и фактическую незаконность отзыва назначений у "Трансаэро", которая на тот момент оставалась работающей авиакомпанией с действующим сертификатом эксплуатанта. При этом внеплановая проверка, которую в октябре Росавиация проводила в "Трансаэро", не выявила, по информации из АЭВТ, претензий к организации работы, техническому обслуживанию и уровню безопасности полетов, хотя было отмечено ухудшение финансового состояния, влекущее потенциальный риск для безопасности полетов.
 
Судьбоносные события произошли 20–21 октября. Вечером 20 октября стало известно, что гендиректор и совладелец группы компаний S7 Владислав Филев приобретает у Александра Плешакова не менее 51% акций "Трансаэро". Очевидно, подобная сделка едва ли имела бы смысл без согласия кредиторов "Трансаэро", два из которых (Сбербанк и "Альфа-Банк") уже потребовали признать авиакомпанию банкротом. В комментарии РБК Владислав Филев заверил, что акционеры S7 разработали план урегулирования отношений с кредиторами. Поздно вечером 20 октября замглавы Минэкономразвития Евгений Елин сказал в комментарии ТАСС, что у "Трансаэро" появился реальный шанс на выживание, поскольку авиакомпания S7 Airlines решила взять на себя ответственность перед кредиторами и пассажирами "Трансаэро".
 
"Самая большая помощь государства авиакомпании S7, спасающей "Трансаэро", должна заключаться в том, чтобы не мешать ей с точки зрения административных барьеров, не нарушать справедливость. — заявил ТАСС Евгений Елин. — Вполне понятно, что основной интерес S7 — маршрутная сеть "Трансаэро". И поэтому помощь государства будет заключаться в том, чтобы компания не была лишена приза, за которым она идет". Естественно, при этом Росавиация, по словам замминистра, должна сохранить "Трансаэро" сертификат эксплуатанта, дать авиакомпании возможность летать.
 
Однако утром 21 октября Росавиация выпустила приказ об аннулировании с 26 октября сертификата эксплуатанта "Трансаэро" . В тот же день состоялось и уже упомянутое заседание межведомственной комиссии для передачи "Аэрофлоту" назначений на международные маршруты "Трансаэро".
 
Такова ситуация по состоянию на утро 22 октября. Поскольку события происходят быстро и малопредсказуемо, едва ли сейчас возможен детальный анализ ситуации, но несколько замечаний сделать можно.
 
Очевидно, что быстрые административные решения в отношении "Трансаэро" были спровоцированы неожиданной сделкой между Филевым и Плешаковым, когда — как тут ни вспомнить еще и мнение замминистра экономразвития — "у авиакомпании появился реальный шанс на выживание". При этом большинство действий, как и прежде, выполняется в режиме ручного управления, без привлечения формальных механизмов, прописанных в законодательной базе. Совсем недавно был подан первый иск о банкротстве "Трансаэро", а решение о том, что авиакомпания будет обанкрочена, прозвучало на высоком политическом уровне гораздо раньше. Хотя принять такое решение может только суд, а не политики, чиновники или иные хозяйствующие субъекты. Тем не менее, как мы уже писали, в существующей системе ключевыми становятся не рыночные правила и механизмы, а действия и решения властей, сигналы, которые посылаются индустриям по тем или иным вопросам Так что судьба "Трансаэро", как и прежде, в значительно большей степени определяется позицией властей (точнее, балансом их позиций, поскольку есть различия), нежели рыночными реалиями.
 
Второе замечание касается того, что многие решения в этой ситуации принимаются в той или иной степени вынужденно. Мы уже писали о том, что предложение "Аэрофлота" приобрести за 1 рубль 75% акций "Трансаэро", судя по всему, было вынужденным, — "Аэрофлот" предпочел бы банкротство главного конкурента. Но когда речь зашла о выделении для "Трансаэро" дополнительной господдержки, "Аэрофлот" выбрал меньшее из зол. Поскольку сделка в итоге сорвалась, "Аэрофлот" явно не проиграл.
 
Точно так же можно предположить, что решение Владислава Филева приобрести 51% акций "Трансаэро" тоже во многом вынужденное. Фактически S7 оказалась перед выбором между двумя сценариями. Первый из них надежен, но бесперспективен: S7 сохраняется в нынешнем виде со своими, условно говоря, 10% рынка, а "Аэрофлот", поглощая активы "Трансаэро", значительно увеличивает свою долю на рынке и доминирующее положение, со всеми вытекающими для S7 последствиями.
 
Отсутствие перспектив в этом сценарии вынуждает обратиться к альтернативному, который таит гораздо больше рисков, но и перспективы соответствующие. После приобретения контрольного пакета акций "Трансаэро", реструктурирования авиакомпании и ее финансового оздоровления группа S7 может существенного укрепить свои позиции на рынке и стать игроком, сопоставимым по размерам с "Аэрофлотом". Конечно, риски большие — в первую очередь это неподъемная кредиторская задолженность "Трансаэро". Впрочем, когда S7 выходила из кризиса 2008 г., отказавшись от господдержки и взяв кредит в "Альфа-Банке", ожидалось, что на выплату долгов понадобится не один десяток лет. Однако S7 в течение нескольких лет выплатила кредит, значительно увеличив по ходу дела свою эффективность.

Комментарии

пока нет комментариев
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям

Другие статьи из этого раздела