Карта сайта

Новости

Тариф рублевый. Зачем «Аэрофлот» покупает «Трансаэро»

2 сентября 2015 г.
Тариф рублевый. Зачем «Аэрофлот» покупает «Трансаэро»
Что означает «Трансаэро» для авиарынка?
 
Перевозчик является крупнейшей частной авиакомпанией страны (основные акционеры – супруги Ольга и Александр Плешаковы, которым на начало января 2014 года в сумме принадлежало более 36% акций компании). По оценкам Транспортно-клиринговой палаты, доля «Трансаэро» на рынке пассажирских авиаперевозок по итогам прошлого года составила 14%. Больше только у «Аэрофлота» – 25%. В 2014 году «Трансаэро» перевезло 13 млн пассажиров (3,9 млн на внутренних и 9,2 млн на международных рейсах). При этом компания активно наращивала клиентскую базу за счет продажи дешевых авиабилетов (продукт «дисконт»). В прошлом году такие билеты купили свыше 1,8 млн пассажиров.
 
Каково финансовое положение «Трансаэро»?
 
Не самое благополучное. Общий долг «Трансаэро» на 31 декабря 2014 года составлял 64,8 млрд рублей, к концу марта он увеличился еще почти на 3 млрд рублей. Перевозчик получил госгарантии по кредитам на 7 млрд рублей, и, как выразился гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, компания «стояла в очереди на сумму от 40 млрд до 70 млрд рублей госгарантий». Вся эта господдержка, считает Савельев, пошла «на демпинг».
 
Какой интерес в сделке у «Аэрофлота»?
 
Авиакомпания никогда не заявляла о желании купить своего ближайшего конкурента. При этом сценарий банкротства игроков российского рынка устраивал «Аэрофлот». Он вписывался в стратегические планы перевозчика, поставившего целью к 2025 году увеличить пассажиропоток с нынешних 23 млн до 70 млн человек. «В России существует 126 авиакомпаний. Это слишком много для страны, где насчитывается 100 млн пассажиров. Поэтому мы ждем, когда эти компании перейдут к банкротству», – откровенно заявил Савельев в интервью Flightglobal в начале года.
 
Почему «Аэрофлот» покупает «Трансаэро»?
 
Рациональными причинами – объективными преимуществами поглощения – сделку объяснить сложно, учитывая, что самочувствие самого «Аэрофлота» оставляет желать лучшего. По итогам прошлого года лидер рынка показал даже больший убыток по МСФО, чем «Трансаэро» – 17 млрд против 14 млрд рублей. Вопрос, даст ли сложение убытков в перспективе прибыль, остается открытым.
 
Оппозиционер Алексей Навальный, ранее входивший в совет директоров «Аэрофлота», указывает на проблемный парк «Трансаэро»: «У “Аэрофлота” флот относительно новый, у “Трансаэро” – нет (средний возраст воздушных судов 4,4 года против 16,4 года. – Slon)». Навальный считает, что государство фактически заставляет «Аэрофлот» купить проблемного перевозчика (слишком крупного, чтобы закрыть глаза на его проблемы), не сумевшего более чем за год самостоятельно выйти из долгового кризиса. «“Аэрофлот” хоть и огромный/государственный, но был гораздо более рыночной компанией, чем “Трансаэро”, где все держалось на “мутках”, “темах” и “вопросах”, которые решала могущественная мама собственника компании», – считает оппозиционер.
 
 
Навальный имеет в виду, что Татьяна Анодина – глава регулятора (председатель Межгосударственного авиационного комитета) – является матерью председателя совета директоров «Трансаэро» Александра Плешакова и свекровью гендиректора перевозчика Ольги Плешаковой. Отчаянно балансирующую над финансовым обрывом семейную компанию, номер два на своем рынке, покупает государственная компания номер один – за бесценок и без видимых оснований. Типичный бизнес по-русски. 


РБК
Еще по теме ВЕДОМОСТИ




SLON

Комментарии

пока нет комментариев
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям

Другие статьи из этого раздела