Карта сайта

Новости

ВСТРЕЧА, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО

16 сентября 2021 г.
ВСТРЕЧА, КОТОРОЙ  НЕ БЫЛО
На днях «Аэрофлот» сообщил, что генеральный директор авиакомпании Михаил Полубояринов встретился с летным составом и обсудил широкий круг вопросов, связанных с развитием маршрутной сети и летного комплекса компании, пополнением парка воздушных судов, а также условия труда и уровень зарплат. 
 
Сообщение недаром попало на ленты информационных агентств. Встреча руководства национального перевозчика с пилотами была анонсирована заранее, как важное и долгожданное событие. Предыдущая официальная встреча гендиректора с летным составом прошла еще в 2012 году. Вопросов  и претензий к работодателю с той поры накопилось немало. Периодически они обсуждались в профессиональном кругу, выплескивались в соцсети и просачивались в СМИ. Речь шла о несправедливой  оплате труда, нарушениях режима труда и отдыха, отсутствии  компенсаций за вредные условия работы, сложностях с получением отпусков и других проблемах. Зачастую решать их приходилось в суде. 
 
Самое громкое дело состоялось в июле 2013 года. Тогда Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) отсудил у работодателя 1 миллиард рублей, не выплаченных пилотам за профвредность. Летчикам вернули эти деньги по решению суда. Непримиримая  позиция профсоюза, который защищает интересы пилотов без малого 30 лет, делает его представителей  нежеланными персонами на официальных мероприятиях. Во всяком случае, на встречу руководства с летным составом 14 сентября их не позвали.  Как, впрочем, и рядовых пилотов. Участвовали в ней командиры летных отрядов  и  глава ППО (первичной профсоюзной организации работников «Аэрофлота»).    
 
По словам лидера ШПЛС Игоря Дельдюжова,  фактически  это было производственное совещание с руководством департамента по производству полетов. Гендиректор «Аэрофлота»  Михаил Полубояринов сообщил присутствующим, что совместно с первичной профсоюзной организацией прорабатывается вопрос изменения системы оплаты летных экипажей, с ноября зарплата пилотов будет увеличиваться. Конкретные цифры не назывались. 
 
«ППО полностью подконтролен  администрации, – считает Игорь Дельдюжов. – При трудоустройстве в авиакомпанию вместе с заявлением о приеме на работу предлагается подписать и заявление о приеме в этот профсоюз. В «Аэрофлоте» есть еще несколько независимых профсоюзных организаций, что не противоречит закону. Трудовой кодекс предписывает в таком случае создать Единый представительный орган (ЕПО), куда и войдут представители всех профсоюзов. В идеале именно ЕПО и должен участвовать во  встрече с работодателем на принципах социального партнерства. Прошедшая встреча не оправдала ожиданий: озвучить «народные чаяния» было фактически некому. Согласно опросам, проведенным ШПЛС, проблема текучки летного состава не связана напрямую с размером зарплаты. Люди уходят из-за морального климата в компании, отсутствия перспектив карьерного роста и неудовлетворительных  условий  труда».  
 
Пандемия и связанные с нею ограничения усугубили ситуацию. С резким сокращением объемов работы  пилоты, а их в компании более 2 тысяч, фактически лишились доходов и бросились подрабатывать таксистами, курьерами, доставщиками пиццы, чтобы хоть как-то прокормить семьи. Помимо утраты профессиональных навыков возникли еще и психологические проблемы, падение самооценки, уверенности в себе и прочих составляющих «человеческого фактора», влияющего впоследствии на безопасность полетов. Некоторые  даже обращались в ШПЛС за материальной помощью, поскольку кредитные обязательства никто не отменял. Пример крайнего отчаяния – самоубийство в Зеленограде, где 37-летний пилот свел счеты с жизнью именно из-за финансовых проблем.  
 
Сейчас, когда полеты понемногу восстанавливаются, летчики вновь подвергаются давлению. В ходе добровольно-принудительной вакцинации от коронавирусной инфекции «отказников» отстраняли от работы и отправляли в неоплачиваемый отпуск «до окончания пандемии», хотя с обслуживанием пассажиров их деятельность не связана.          
 
Будем думать, что с восстановлением в полном объеме международных полетов, которые, собственно и приносят прибыль компании в отличие от внутренних рейсов, вырастет и материальное вознаграждение летного состава, вносящего значительный вклад в создание прибыли компании. Возможно, встреча гендиректора с командно-руководящим составом авиакомпании сыграет свою положительную роль. Хотя ШПЛС высказывает сомнения на этот счет. Мол, узок круг руководства, далеки они от народа. Это по сути дела офисные сотрудники, которые имеют фиксированные доходы, летают с проверками редко и не самыми сложными рейсами. Не летают ночью. Не живут в ужасных периферийных гостиницах во время  эстафет, как например нынешним летом в Анапе. Хотя в коллективном договоре четко прописаны критерии отдыха экипажей в объектах размещения не ниже 3-4 звезд. Любая критика снизу влечет за собой карательные меры. Например, в виде чередования ночных и ранних вылетов в течение длительного времени, когда от постоянного недосыпа у человека случается нервный срыв. Хотя давно существует цивилизованный путь решения споров – создание Комиссии по решению социально-трудовых отношений, куда входят представители как работников так и работодателя. 
 
В начале текущего года летчикам предложили  подписать новые трудовые договоры, где были фактически аннулированы премии, а оплата за налет сократилась с четырех до двух тысяч рублей за летный час. Кстати, оклад пилота составляет 50-70 тысяч рублей в месяц в зависимости от квалификации. Их хлеб – именно часы, проведенные в воздухе, плюс командировочные за пребывание вне базового аэропорта. Кто бы спорил, что плата за сложные условия труда и уникальные умения должна быть максимально высокой. Никому же не  приходит в голову упрекать, к примеру, хирургов за то, что их труд оплачивается в разы выше, чем работа продавца или водителя автобуса. Так принято во всем мире. С некоторых пор и в России тоже. 
 

Комментарии

пока нет комментариев
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям

Другие статьи из этого раздела