Новости
«Непомерно завышенная цена». «Аэрофлот» готов заплатить 260 млн рублей за редизайн сайта и мобильного приложения
14 марта 2019 г.
«Аэрофлот» заплатит около 260 миллионов рублей за редизайн собственного сайта и мобильных приложений, свидетельствуют данные сайта госзакупок. После обновлений пассажирам будет удобнее пользоваться личным кабинетом и участвовать в бонусной программе. Вот только опрошенные «360» эксперты утверждают, что цены в контрактах слишком уж завышены.
Один из последних опубликованных контрактов заключат на выполнение работ по обновлению навигации и главной страницы сайта ПАО «Аэрофлот» начальной стоимостью чуть более 84,69 миллиона рублей. В компании хотят изменить различные виджеты и обеспечить персонализацию баннеров.
Следующие два контракта стоимостью 18 и почти 82,89 миллиона рублей коснутся редизайна раздела «Аэрофлот Бонус» и личного кабинета (ЛК) в этой программе. В частности, помимо обновленного внешнего вида и более удобного интерфейса, в ЛК заработает корректный редирект на случай отключения мобильного сайта. В самом разделе уменьшится количество текстовой информации, зато станет больше графической, из-за чего пользоваться им станет удобнее. А это, в свою очередь, повысит трафик и лояльность пользователей.
Еще один контракт стоимостью почти 74,2 миллиона рублей заключат на редизайн мобильных приложений «Аэрофлота». Помимо прочего, исполнитель обязуется предоставить описание по изменению дизайна приложения с сохранением текущей функциональности c интерфейсами для iOS и Android.
Телеканал «360» отправил запрос в пресс-службу «Аэрофлота», но к моменту публикации материала представители компании на вопросы о ценообразовании контрактов не ответили.
Непомерно высокая цена
Разработчик парковочного приложения ParkApp Евгений Либерман заявил, что за редизайн практически любого сайта или приложения не платят тех денег, что предлагает «Аэрофлот». По его словам, разработка нового мобильного приложения всегда сложнее создания, поэтому стоит дороже. Но все равно гораздо ниже предложенных перевозчиком 74 миллионов рублей.
«Редизайн никогда не стоит таких денег. Разве что 18 миллионов за изменения по всем четырем контрактам. Да и то, даже если Тема Лебедев будет лично им все рисовать, это все равно не будет так стоить», — подчеркнул он.
Гендиректор креативной студии «Квотт» Алексей Бычков заявил «360», что цена для редизайна «непомерно завышена». Даже именитые российские студии Артемия Лебедева, Aic или «Сибирикс» берут гораздо меньшие деньги за такие услуги.
«Я точно не знаю, но, судя по тому, что на лекциях и конференциях говорили представители студий, догадываюсь, что даже разработка сайтов банковских проектов стоит 10-15 миллионов рублей. И это с разработкой! В эту сумму часто входит создание рекламных материалов, аналитики, полный ребрендинг и так далее», — пояснил он.
Реализация таких сложных проектов, по его словам, занимает 6-12 месяцев, поэтому 15 миллионов за год работы — сумма вполне адекватная. Особенно если учесть, что за вычетом всех затрат прибыль редко превышает 30%.
«Я вам скажу, что 85 миллионов за один контракт по редизайну сайта это слишком. Хотел бы я, чтобы все контракты такие были. Я бы сразу подумал, что там какой-то откат заложен. Больше даже предположить не могу откуда берутся такие цифры», — заключил Бычков.
В беседе с «360» директор по развитию НП «Национальная ассоциация институтов закупок» Алексей Ульянов назвал завышение стоимости контактов «всероссийской забавой». По его словам, в этой сфере все давно знают слово «откат» и шутят, какие суммы считаются справедливыми, какие нет. Счетная палата иногда заявляет о вопиющих случаях нарушений, но даже это не имеет никаких последствий.
«Практика, к сожалению, распространенная. А наши надзорные органы, в первую очередь ФАС, обращают внимание на процедурные нарушения, но не обращают внимания и не умеют анализировать цену», — отметил Ульянов.
Ульянов согласился, что раздел «Аэрофлот Бонус» и в самом деле нуждается в обновлении, хотя уточнил, что о сумме контрактов «можно поспорить». Он рассказал, что когда работал в закупках, то для определения начальной стоимости заказчик предлагал цену потенциальному исполнителю. Тот стоимость подтверждал и «приводил еще пару своих компаний», которые тоже соглашались с ценой.
«Но когда речь идет о сайтах, конечно, нужна оценка профессиональных айтишников. С одной стороны, сумма кажется очень значительной, но есть ли здесь завышение, должны выяснять специалисты. Мое мнение: это не вопиющее завышение, но какие-то резервы для экономии поискать стоило бы», — добавил он.
Что грозит за завышение цен?
Первое что приходит на ум, если кажется, что цена контракта искусственно завышена, сказал Ульянов, это какие-то коррупционные схемы. Например, что в стоимость заложили размеры «откатов», вознаграждений или бонусов для тех, кто занимается конкурсом.
Но так бывает не всегда. Иногда у представителя заказчика отсутствуют знания, мотивация или желание провести нормальные ценовые переговоры с потенциальным поставщиком услуги, чтобы он «подвинулся по цене». А иногда сотрудники госкомпаний просто не заинтересованы в экономии денег. Хотя есть и те, кто пытается честно делать свое дело.
«У нас складывается система отрицательной селекции: главное — процедура, а за ценами никто не следит. Происходит абсолютная безнаказанность откатчиков. Это как раковая опухоль, которая распространяется сначала на госкомпании, потом на крупный бизнес, от него — на более мелкий, на поставщиков», — пояснил Ульянов.
Если удается доказать, что цены в госзакупках были завышены и кто-то получил откаты, то на виновных заводят дела о картельном сговоре и растрате бюджетных средств. На сотрудников госкомпаний — дела о коммерческом подкупе. Но доказывать такие нарушения, отметил Ульянов, крайне сложно, поэтому прецедентов мало.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям
Другие статьи из этого раздела
14 марта 2019
11 марта 2019
7 марта 2019
5 марта 2019
25 марта 2019
26 марта 2019
Комментарии