Согласно статистике, 35% женщин — 818 миллионов женщин во всем мире — в возрасте старше 15 лет испытали сексуальное или физическое насилие дома, в общественных местах или на рабочем месте. Гендерное насилие является фундаментальным нарушением прав человека и проявлением гендерной дискриминации. Хотя насилию и домогательствам/харассменту в сфере труда подвергаются и женщины и мужчины, неравноправие и распределение власти на рабочих местах и в обществе делают женщин гораздо более уязвимыми. Гендерное насилие в сфере труда одно из основных препятствий для расширения экономических прав и возможностей женщин, для реализации гендерного равноправия в целом.
В Российской Федерации проблеме гендерного насилия в сфере труда социальными партнерами и обществом в целом пока не уделяется необходимое внимание. За последние годы практически не было серьезных тематических исследований, которые бы учитывали латентный характер проблемы и многообразие ее проявлений. При этом даже эпизодические исследования сексуальных домогательств на работе (Левада-центр, 2006, Институт социологии, 2009) указывают на значительный масштаб проблемы. От 20 до 30% опрошенных свидетельствовали о наличии сексуальных домогательств на рабочих местах, треть называла «сексуальные приставания серьезной социальной проблемой», четверть — причиной вынужденных увольнений. Согласно онлайн-опросу крупнейшего российского портала по подбору персонала хотя бы однажды сталкивались с проявлениями харассмента на работе 70% женщин. Существующая в Уголовном Кодексе РФ статья 133 о понуждении к половому сношению не отвечает реалиям и не способствуют снижению уровня насилия в сфере труда. Так, назойливые и циничные предложения вступить в половую связь, неприличные намёки и другие подобные действия не рассматриваются российским правом как осуждаемые действия.
Гендерное насилие в сфере труда не сводится к сексуальным домогательствам. Примеры насилия, тесно связанные с гендерными факторами: психологическое давление, словесные оскорбления, унижения, обесценивание, угрозы насилием, травля (буллинг), запугивание и преследование (сталкинг), административные, экономические и финансовые злоупотребления. Насилие может исходить от работодателей, руководителей, коллег, клиентов на рабочем месте, от посторонних лиц по пути на работу и с работы. У жертв насилия могут возникать проблемы со способностью сконцентрироваться, с производственной продуктивностью, что негативно отражается на зарплате, возможностях должностного роста, гарантиях занятости. Риск столкнуться с насилием намного выше в сфере неформальной занятости, при случайных заработках, там, где низкая оплата, где нет или где препятствуют созданию профсоюзов, где низка подотчетность управленцев.
Гендерное насилие в первую очередь насилие в отношении женщин именно потому, что они женщины, но к гендерному насилию также относится насилие в отношении тех, кто не соответствуют доминирующим гендерным стереотипам или социально ожидаемым гендерным ролям.
На международном уровне в настоящее время не существует универсального стандарта, который бы стал правовой основой для принятия мер по искоренению насилия в сфере труда. Хотя некоторые существующие документы МОТ говорят о насилии, преследованиях, харассменте, эти документы не содержат определения, что конкретно понимается под этими терминами, не дают указаний ни работодателям, ни работникам, как противодействовать их различным формам, и не охватывают всех трудящихся.
В настоящее время Международная организация труда (МОТ) работает над новой международной трудовой нормой, которая будет способствовать развитию культуры безопасности на рабочих местах. Новая норма может быть принята в одном из двух основных вариантов — в виде: (1) «Конвенции, дополненной Рекомендациями» или (2) «только Рекомендаций». Когда государство-член МОТ ратифицирует Конвенцию оно обязуется привести национальное законодательство и правоприменительную практику в соответствие с Конвенцией, и регулярно отчитывается о её соблюдении. Весной 2017 года в адрес всех государств-членов МОТ, в том числе в адрес Российской Федерации, был направлен опросник об инструментах МОТ по искоренению насилия в сфере труда, ответ на который должен быть дан не позднее 22 сентября 2017 года.
Комиссия по гендерному равенству Конфедерации труда России выступает за принятие Международной организацией труда Конвенции о насилии в сфере труда и настоятельно призывает Правительство, Конфедерацию труда России, Федерацию Независимых Профсоюзов России, национальные профцентры и организации работодателей Российской Федерации:
— высказаться за новую норму в виде имеющей обязательную силу Конвенции, дополненной Рекомендациями по ее реализации;
— определять сферу действия новой нормы как насилие в сфере труда в широком смысле в разнообразных и многочисленных формах, таких, как физическое, сексуальное насилие, словесные оскорбления, травля, психологическое насилие и запугивание, сексуальные домогательства, угрозы насилием и преследование;
— специально выделить гендерные аспекты насилия в сфере труда;
— исходить из максимально широкого определения сферы труда и включать не только физическое место работы, но перемещение на работу и с работы, пространства или места, связанные с работой (подготовка кадров, корпоративные мероприятия т. д.).
Поддержав принятие новой Конвенции Правительство, организации работодателей и трудящихся продемонстрируют нулевую терпимость по отношению к насилию, будут содействовать достижению таких целей устойчивого развития как гендерное равенство и достойный труд. Мы уверены, что Конвенция МОТ о насилии поможет сделать рабочие места более здоровыми и безопасными, и в целом улучшить трудовые отношения.
Комментарии